Ледовые исследования

Комплексные специализированные ледоисследовательские работы АМИГЭ стали проводиться с 1987 года.

К настоящему времени они выполнены более чем на 100 ледовых дрейфующих станциях в Баренцевом, Печорском, Карском морях, в Обской и Тазовской губах.

Авиационные исследования ледяного покрова

Авиационные ледовые исследования ледяного покрова проводятся с самолетов типа АН-30А, вертолетов МИ-4, МИ-8.

Авиационные ледовые исследования больших участков ледяного покрова включают:

— площадную видеосъемку дрейфующего и припайного льда;

— измерение скорости дрейфа массивов льда.

Кроме того, в задачи авиационных инструментально-визуальных съемок входит детальное картирование ледовой обстановки в районе работ для изучения пространственной структуры, динамики ледяного покрова (подвижек, дрейфа льда, взаимодействие полей, сжатия, торошения и разрушения льда).

Наблюдения дрейфующих льдов в открытом море

Для изучения характеристик дрейфующего льда в открытых частях моря используются вертолеты.

Наблюдения дрейфующих льдов в открытом море

Наблюдения дрейфующих льдов в открытом море

Во время проведения ледовых исследований на дрейфующем ледяном покрове определяется смещение льдин под действием ветра и течений. Координаты дрейфа фиксируются спутниковыми навигационными приемниками.

Береговые наблюдения на припайном льду

Комплекс ледовых наблюдений на прибрежных участках моря на припайном льду включает:

  • — профильные и маршрутные съемки ;
  • — картирование ледовых образований ;
  • — наблюдения за динамикой ледяного покрова в период становления и разрушения припая;
  • — изучение характеристик ровного и дрейфующих льдов (толщина льда, размеры и морфометрия торосов и стамух, физико-механические свойства льда).

На ледовые станции с места базирования специалисты доставляются на снегоходах или вертолетах.

Морфометрическая характеристика льда

Ледовые станции выполняются в местах расположения заметных торосистых образований. Работы выполняются по профилям длиной до 100 м с шагом 5-10 м.

Толщина ледяного покрова в точках бурения, его погруженность в воду, высота снега на льду измеряется специальными мерными рейками. Отверстия в ледяном покрове бурятся шнековым мотобуром типа TANAKA TIA 040, имеющим форсированный бензиновый двигатель объемом 30.5см3 .

Шнековые насадки длиной 1м обеспечивают возможность проходки по льду до 30м.

Определение физико-механических свойств льда

Определение физико-механических свойств льда

Определение физико-механических свойств льда

В ходе исследований определяются следующие параметры льда:

  • — температура;
  • — соленость;
  • — плотность;
  • — текстура;
  • — прочность (при сжатии под действием нагрузки параллельно и перпендикулярно поверхности ледяного покрова).

Для определения физико-механических свойств льда выбуриваются керны льда. На площадке ровного льда керны отбираются с помощью ручных кольцевых буров. В торосах керны отбираются механическим буром TANAKA TIA040 со специальным керноотборником. Керны выбираются частями до глубины 4м . Отобранные из ледяного покрова керны, пробы льда и воды доставляются на борт судна или на береговую базу, где разворачивается полевая ледоисследовательская лаборатория.
Плотность льда определяется путем взвешивания образцов и измерения их объема.